Санкт-Петербург
ул. Ильюшина, дом 8
тел. +7-921-436-48-07
Гражданский пр., дом 22
тел. +7-911-971-90-13

Запуск речи у детей 2, 3, 5 лет


Речевой аппарат активно развивается в первые годы жизни, и именно на этом этапе важно уделить внимание его формированию.

Запуск речи у детей происходит примерно с двухмесячного возраста, когда они пытаются звуками передать свое настроение и желание. Постепенно звуки складываются в слоги, слоги в слова, те – в простые предложения.

К пяти годам дети уже могут изъясняться практически как взрослые.
Видео о нас

Этапы запуска речи


с 2-3 месяцев ребенок подает звуки, дополняя их жестами и мимикой
Представленные сроки носят условный характер. Каждый организм развивается по-разному, поэтому не следует паниковать, если ребенок начал говорить чуть раньше или немного позже. Однако в случае, если задержка существенна и происходит вместе с другими отклонениями в поведении, следует обратиться к специалистам за консультацией и диагностикой.

Важно учитывать и формирование потребности в развитии. Желание ребенка говорить с близким взрослым, обратное желание взрослого, необходимость выражать свои желания через слова – все это стимулирует запуск речи у неговорящих детей. Важно поддерживать с ними постоянный контакт, постепенно вовлекая их в процесс обмена информацией.
Для понимания сроков развития речевых возможностей детей важно знать общие этапы формирования речи:
с полутора лет начинается период слогов, услышанные слова упрощаются до повторяемых слогов
с полутора лет (самое раннее) произносятся простые слова, которые слышны чаще всего
1.
3.
4.
5.
6.
с полутора-двух лет простые слова комбинируются в предложения
с двух-трех лет организация предложений становится все более сложной, формируется понимание грамматического построения
с трех-четырех лет словарный запас постепенно увеличивается, что позволяет переходить к рассказам, песенкам и стишкам
2.

Запуск речи в 2 года



Если в два года ребенок еще не начал говорить, следует проверить его у следующих специалистов:

  • сурдолог проверит развитие слуха и соответствующее восприятие окружения;
  • к неврологу обращаются при плохом аппетите, сне, частых срыгиваниях, возбуждениях, судорогах;
  • в редких случаях стоит провериться и у генетика на наследственные заболевания и обмен веществ;
  • у психиатра проверяются в случае гиперактивности, агрессивности, фобиях, нарушении сна, психологических травм;
  • к психологу обращаются, если ребенок избегает взгляда, не откликается на имя, не выполняет простых действий, избегает взаимодействия с родителями.

При отсутствии других патологий обращаются к логопеду. Данный специалист проверит состояние речевой функции у ребенка. По необходимости у логопеда запуск речи осуществляется через сенсорные и другие занятия.

Как запустить речь у ребенка 2 лет?




Запуск речи у неговорящих детей в 2 года происходит через нормальное и частое общение. Если задержка не критичная, с этой задачей справятся и родители. Если наблюдаются другие отклонения или более серьезные нарушения – поможет логопед.

Для двухлетнего возраста развитие речи осуществляется через гимнастику, направленную на улучшение работы лицевых мышц. Все занятия носят игровую форму:

  • вытягивать губы трубочкой;
  • показывать язык, скалиться, улыбаться;
  • выдувать мыльные пузыри;
  • сдувать легкие предметы с поверхностей.

Все это можно делать в шуточной форме, совмещая с другими активностями. Логопеды рекомендуют с 2 лет совмещать запуск речи с развитием мелкой моторики и подражанием звукам окружающих животных.

Как запустить речь у ребенка 2,5 лет?




Словарный запас у ребенка в два с половиной года содержит уже более тысячи слов. Большая часть слов в голове у ребенка несет чисто информативную функцию – он их понимает, но выговаривать не может. Активная же речь содержит примерно 2-3 десятка простых слов.

Вполне нормально, если ребенок в этом возрасте еще не складывает предложения или путает склонения. Нередко возникают сложности с некоторыми буквами, особенно шипящими.

При задержке в этом возрасте также в игровой форме проводят гимнастику и разучивают простые слова. В случае сложностей уделяют внимание правильному произношению. Родитель должен сам четко и внятно говорить слова, поддерживать зрительный контакт.
Запуск речи в 3 года


К трем годам речь ребенка должна состоять из простых предложений. В это время он способен сказать, что хочет, что ему нужно, привлечь внимание, донести информацию, надоесть вопросами из категории «А почему…». Вместе с возможностями приходит и осознание ценности общения, как способа познания окружающего мира.

Запуск речи у неговорящих детей 3 лет происходит по тем же правилам, что и ранее. Важно при этом проконсультироваться со специалистом. Если ребенок к данному возрасту не говорит, это может свидетельствовать о значительных нарушениях. Простой осмотр логопеда даст четкое понимание, стоит ли беспокоиться или все решится простыми упражнениями.

Как запустить речь у ребенка 3 лет?




Для запуска речи у неговорящего ребенка трех лет используют следующие упражнения:

  • частое общение – чем раньше оно начинается и чаще происходит, тем быстрее ребенок пытается в него включиться;
  • при общении важно поддерживать зрительный контакт, реагировать и передавать эмоции;
  • рекомендованы занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как работают лицевые мышцы при произношении звуков, можно совмещать с кривляньями в ходе утреннего или вечернего туалета;
  • важно поощрять каждую попытку говорить, не поправлять сразу, а дать высказаться, решить вопрос, повторить;
  • нужно больше читать с ребенком, хорошо подходят детские стишки и песенки;
  • начинать следует с простых предложений, не следует перегружать речь сложными оборотами, их добавляют по мере развития.

Логопеды в вопросе запуска речи в 3 года обращают внимание на важность подачи упражнений. Они не должны навязываться, ребенок не должен чувствовать принуждения или того, что у него что-то не получается. Все должно быть естественно, по ходу дела, совмещая с обычными играми или повседневными делами.
Запуск речи в 3,5 года



Запуск речи в три с половиной года происходит по тем же правилам. Если ребенок пытается жестами показать, что хочет – не следует ему потакать. В этом случае родители делают вид, что не понимают, вынуждая использовать речь. При этом важно, чтобы она не ограничивалась одним словом, к этому возрасту должно быть построение подробных предложений с четким пониманием вопроса, просьбы, интонации и прочих сложностей.

Для развития таких навыков уделяют внимание общению, развитию мелкой моторики. Обязательны дыхательные упражнения, их можно проводить в игровой форме – выдуванием предметов, пузырей, надуванием шариков.

Запуск речи в 5 лет





Запуск речи у ребенка 2-8 лет – сложная задача, если ею не заниматься сразу. Чем дольше происходит задержка, тем сложнее ее наверстать. Именно поэтому с первых лет жизни родители должны поддерживать активное общение с ребенком.
Среди игровых занятий выделяют следующую подборку способов:

  • имитация звуков животных, разнообразного окружения;
  • сценки с игрушками, пусть ребенок поймет, что даже они разговаривают;
  • вытягивание звуков – кто дольше протянет;
  • зарядка для губ – вытягивание, варианты улыбок, оскал, облизывание, все это делается перед зеркалом;
  • дыхательные упражнения с трубочкой, созданием ветерка, сдуванием легких предметов;
  • простые активные упражнения с танцами, хлопками, прихлопами и притопами;
  • развитие мелкой моторики в различных упражнениях, играх и занятиях.

Если ребенок может говорить, но наблюдаются сложности с некоторыми словами и усвоением понятий, упражнения ориентируют именно на них. Изучение слов по группам предметов, цвета, игры на внимательность с выбором нужного предмета – все это повышает восприятие и помогает правильно распределять изучаемый словарный запас.

Отдельного упоминания заслуживает обращение к специалисту. Делать это следует на раннем этапе, даже простая консультация даст четкое понимание, стоит ли беспокоиться и на чем нужно акцентировать внимание. В случае серьезных задержек рассматривают привлечение специалиста для персональных игр с ребенком и развития его речевых функций, включая комплексные курсы и программы лечения.

Наши сертификаты

Контакты
Наши адреса:
Санкт-Петербург, улица Ильюшина, дом 8 (5 мин пешком от метро Комендантский проспект)
Санкт-Петербург, Гражданский проспект, дом 22, офис 702 (10 минут пешком от метро Академическая)

Уточнить часы работы наших специалистов и записаться на консультацию можно по телефонам:
Санкт-Петербург
ул. Ильюшина, дом 8, тел. +7-921-436-48-07
Гражданский пр., дом 22, тел. +7-911-971-90-13
Центр запуска
и развития речи
ИП Витвицкая Юлия Викторовна
ИНН 771599207534
ОГРНИП 321784700141331

«Политика в отношении обработки персональных данных»
«© 2024 - Центр запуска и развития речи»
Наш сайт использует файлы cookie. Они нужны для улучшения работы сайта.
OK
Made on
Tilda