Запуск речи у ребенка 2-8 лет – сложная задача, если ею не заниматься сразу. Чем дольше происходит задержка, тем сложнее ее наверстать. Именно поэтому с первых лет жизни родители должны поддерживать активное общение с ребенком.
Среди игровых занятий выделяют следующую подборку способов:
- имитация звуков животных, разнообразного окружения;
- сценки с игрушками, пусть ребенок поймет, что даже они разговаривают;
- вытягивание звуков – кто дольше протянет;
- зарядка для губ – вытягивание, варианты улыбок, оскал, облизывание, все это делается перед зеркалом;
- дыхательные упражнения с трубочкой, созданием ветерка, сдуванием легких предметов;
- простые активные упражнения с танцами, хлопками, прихлопами и притопами;
- развитие мелкой моторики в различных упражнениях, играх и занятиях.
Если ребенок может говорить, но наблюдаются сложности с некоторыми словами и усвоением понятий, упражнения ориентируют именно на них. Изучение слов по группам предметов, цвета, игры на внимательность с выбором нужного предмета – все это повышает восприятие и помогает правильно распределять изучаемый словарный запас.
Отдельного упоминания заслуживает обращение к специалисту. Делать это следует на раннем этапе, даже простая консультация даст четкое понимание, стоит ли беспокоиться и на чем нужно акцентировать внимание. В случае серьезных задержек рассматривают привлечение специалиста для персональных игр с ребенком и развития его речевых функций, включая комплексные курсы и программы лечения.