Санкт-Петербург
ул. Ильюшина, дом 8
Гражданский проспект, дом 22
Уточнить часы работы специалистов и записаться:

Коррекция РСА

Ребенок с речевой слуховой агнозией не может гармонично развиваться, общаться с близкими людьми и сверстниками, учиться. Поэтому важно вовремя распознать и исправить положение. Коррекция РСА в Санкт-Петербурге, в центре запуска и развития речи – возможность помочь малышу общаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Видео о нас
Заказать звонок

Признаки речевой слуховой агнозии


Речевая слуховая агнозия – нарушение фонематической формы слуха. Ребенок частично или полностью не распознает звуки, интонацию, тембр, путает похожие слова. Например, просьбу «дай ложечку», он слышит – как «ай ло», а замечание «не стучи по столу» как «сучи а лу». Речь развивается неправильно, формируется из ограниченного количества звуков, искаженных слов. Родителям не стоит отчаиваться – опытному логопеду речевая слуховая агнозия знакома и подвластна.
Причины возникновения РСА

Спровоцировать появление данного расстройства может один или несколько факторов:

  • травмы и осложнения в родах;
  • инфекционные заболевания, перенесенные малышом в первые дни и месяцы жизни;
  • стрессовые ситуации.

При речевой слуховой агнозии наблюдается незрелость или нарушение связей между полями коры головного мозга (первичной, вторичной или третичной), развитие которых происходит в определенной последовательности и порядке. Вообще, исследования экспертов-медиков и логопедов показывают, что у детей чаще страдают не поля, а процесс интеграции импульса: он приходит в кору с задержкой и в неполном объеме. По сути, РСА развивается на фоне слабой нейросенсорной тугоухости, своевременно не выявленной и нескорректированной.

Виды РСА



К подвиду речевой слуховой агнозии относят сенсорную алалию. Если агнозик некорректно слышит просьбу, но понимает, что надо действовать, то алалик не понимает обращенную к нему речь, но может очень чисто продублировать услышанную фразу. У него отсутствует слуховая обработка слов и связь с предметами.

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие




Фонематический слух – способность человека различать звуки и понимать их природу. С момента рождения до средней школы ребенок активно развивает этот навык.

Фонематическое восприятие отражает, насколько глубоко малыш усваивает и запоминает характеристики звуков, насколько грамотно их произносит, а затем сочетает и употребляет в устной и письменной речи.

Формирование фонематического восприятия невозможно без развития моторики, увеличения объема слухоречевой памяти. Способность к анализу звуковой оболочки слова у малыша появляется только тогда, когда в его памяти сохраняется алгоритм необходимых манипуляций.
Логопеды нашего центра работают индивидуально с каждым ребенком
Коррекция речевой слуховой агнозии основывается на выявлении причин и точной диагностике нарушения.
Организуют занятия на развитие слухоречевой памяти, моторного планирования.
Анализируют симптомы, диагнозы медиков и проводят логопедическое обследование
Определяют уровень развития речи, мышления, двигательных функций
Во время первой встречи устанавливают контакт, общаются с родителями, проводят первичное тестирование

Особенности коррекции РСА

Составляют план работы
Выравнивают фонематический слух

Слухоречевая память и моторное планирование



Логопед РСА самым тщательным образом подбирает развивающие игры, сначала - в одно-два действия, а затем – более сложные. Малыш должен внимательно выслушать задание, а затем, например, положить игрушку-банан в зеленую тарелку, а арбуз - в красную, разложить мозаику по цветам, форме и т.д.
Формирование фонематического слуха

Обретение навыков по распознаванию неречевых звуков
Данный этап является фундаментальным – закладываются основы для понимания речи в будущем, формируется способность цельного восприятия звуков различного происхождения, их громкость, ритм, тональность, мелодичность, интонация.

Специалисты, опираясь на логопедический опыт, рекомендуют малышам разнообразные познавательные игры – так речевая слуховая агнозия корректируется легче и полнее. Инвентарем могут служить игрушки, книги, предметы обихода. Сначала 1-2 предмета, потом самые шумные, а позднее – схожие по звучанию. Малыш должен смотреть, слушать и запоминать, как звучат погремушки и кубики, как шуршат страницы книг при перелистывании, какие звуки издают столовые приборы и посуда при сервировке. Затем, не видя предмета, издающего звук, определить его на слух и назвать.

Родителям на первом коррекционном этапе необходимо действовать последовательно и ненавязчиво, обращать внимание малыша на звуки природы и живой музыки, жизни города, домашнего быта. Хорошо параллельно закреплять понятия о материалах и пополнять запас слов прилагательными: кубики - деревянные, стаканы – стеклянные и т.д. Для занятий можно использовать технику.

Обязательная и сложная задача – научить ребенка различать похожие звуки. Эксперты рекомендуют использовать для тренинга несколько видов круп, бобовых, игрушки из различных пород дерева и бумаги. Форсировать события – недопустимо: малыш должен научиться точно различать неречевые звуки.
Огромную помощь при коррекции РСА оказывают музыкальные занятия – прослушивание мелодий на фортепиано, деревянных духовых, смычковых и ударных инструментах, игры на отгадывание и запоминание звуков, развитие условно-двигательных реакций.

Постепенно у ребенка совершенствуется чувство ритма, темпа, он постигает оттенки и свойства музыкальных звуков – силу, громкость, тембр, чистоту, гармонию аккордов.

Если малыш безошибочно выполняет инструкции, воспроизводит заданный ритм и различает звучание музыкальных инструментов, переходят к следующему этапу.
Логопеду на данном этапе работы с подопечным предстоит решить несколько задач:

  • развить способность различать акустические свойства человеческой речи (силу, тембр, скорость и т.д.);
  • длину слов (с помощью зрительных образов, картинок, выделения слогового ритма);
  • слова-квазиомонимы (различающиеся одним звуком - дом-ком-сом);
  • свистящие и шипящие звуки (отдельно, в слогах и словах).

В арсенале у логопедов – множество методик, интересные игры, упражнения, усвоение которых гарантирует высокий результат.
Занятия с использованием музыкальных инструментов
Обретение навыков по распознаванию речевых звуков
Слуховая агнозия, также известная как речевая агнозия, представляет собой состояние, при котором человек испытывает трудности в понимании речи, несмотря на то, что его слуховая система функционирует нормально. Это сложное состояние, которое может оказать серьезное воздействие на повседневную жизнь человека, особенно на его способность общаться и воспринимать окружающий мир.
Поражение гнозиса, как правило, сопутствует вырождениям Центральной Нервной Системы и возникает при обильных органических повреждениях мозга, в результате травм, инсультов, инфекций и опухолевых заболеваний. Традиционная агнозия редко определяется у маленьких детей, так как их максимальная нервная деятельность находится в стадии прогресса, и дифференциация корковых центров еще не завершена.

Аномалии гнозиса больше проявляются у детей старше 7 лет и у взрослых. Заболеваемость среди женщин и мужчин одинаково частая.

Основные типы агнозии:

  • Зрительная агнозия, когда ребенок не узнает изображение, лица, предметы.
  • Слуховая, когда утрачивается способность узнавать и понимать звуки, слова и даже собственное имя.
  • Обонятельная – расстройство распознавания запахов.
  • Тактильная – изменение реакции на касание.
  • Вкусовая, связанная с невозможностью идентифицировать вкусы.
  • Другие специфические виды.

Слуховая (речевая) агнозия является заболеванием, которое характеризуется неспособностью распознавать и понимать значения слов и звуков речи, несмотря на то, что слуховой аппарат функционирует нормально. Это может привести к тому, что ребенок плохо понимает обращенную речь и испытывает трудности с распознаванием звуков речи. У человека, страдающего речевой агнозией, слуховая функция может быть нормальной, но при этом он испытывает затруднения в понимании идущих от слухового восприятия смысловых и лексических значений звуков и слов. Важно не путать речевую агнозию с таким заболеванием как афазия, при котором утрачивается ранее сформированная речь.

Это состояние связано с поражением определенных областей мозга, ответственных за обработку слуховой информации и речи. Обычно слуховая агнозия развивается вследствие повреждения затылочно-височной части мозга или других областей, вовлеченных в процесс обработки звуковой информации и понимания речи.

Слуховая агнозия может быть вызвана различными факторами. Одними из основных причин являются повреждения или дефекты затылочных областей мозга, ответственных за обработку слуховой информации и понимание речи. Эти поражения могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами, неврологическими заболеваниями (такими как опухоли мозга, последствия инсульта, болезнь Паркинсона), или генетическими факторами. Другими возможными причинами могут быть инфекционные заболевания или воспалительные процессы, которые могут повлиять на функционирование мозга и вызвать нарушения в обработке аудиальной информации.
"Гнозис" в переводе с греческого интерпретируется как "понимание". Это является предельной нервной функцией, которая гарантирует усвоение объектов, событий и компонентов собственного тела. Агнозия представляет собой комплексное понятие, которое охватывает все причуды гностической функции.

Что такое слуховая агнозия?

Симптомы слуховой агнозии

Основная симптоматика включает затруднения в оценке слов, распознавании звуков речи, интонации и эмоциональной окраски и т.д. Люди с расстройством восприятия могут испытывать трудности в общении, учебе, а также при выполнении повседневных задач.
Главные симптомы агнозии:

  • Трудности в понимании речи. Главный симптом слуховой агнозии – ребенок плохо понимает значения слов и фраз, но при этом он может слышать.
  • Понимание обращенной речи. Дети со слуховой агнозией могут испытывать особые трудности в понимании обращенной речи, такой как вопросы или команды.
  • Затрудненное распознавание звуков речи. Дети со слуховой агнозией могут не распознавать отдельные звуки и фонемы, что делает для них сложным различие между словами.











  • Сниженное понимание значения слов. Больной также имеет трудности с пониманием значения слов и фраз в контексте, что может приводить к неправильной интерпретации сообщений и затруднять их коммуникацию с окружающими.
  • Трудности в учебе. Такие дети могут сталкиваться с трудностями в учебе из-за своей неспособности понимать учебный материал, новости, инструкции учителей и общаться с одноклассниками.
  • Сниженная способность восприятия сложной информации. При агнозии также дети могут испытывать трудности в восприятии новых концепций или инструкций, возникает пространственная дезориентация, ребенок путает право и лево, а также знакомые места.
  • Симптомы фрустрации и стресса. Постоянные неудачи в понимании речи и общении с окружающими в некоторых случаях могут вызывать у детей чувство фрустрации, низкое самооценку и стресс.
  • Снижение социальной активности. В связи с трудностями в общении и понимании окружающего мира дети не отвечают на вопросы, и предпочитать избегать общения с окружающими.

Учитывая вышеперечисленные симптомы и причины, важно своевременно обращаться за медицинской помощью и профессиональной поддержкой. Диагностика и раннее начало коррекционных мероприятий могут значительно улучшить прогноз и качество жизни детей со слуховой агнозией. Логопед-дефектолог, невролог, психолог предлагает комплексное обследование физического состояния и нервной системы, оценку и поддержку, необходимое для эффективной психологической и медицинской коррекции.

Раннее выявление и терапия слуховой агнозии могут помочь детям преодолеть трудности в учебе, повысить их уверенность в общении и облегчить адаптацию в обществе. Важно помнить, что разных случаях заболевание уникально, и требует индивидуального подхода и понимания особенностей ребенка.

Диагностика

Оценка слуховой агнозии обычно включает в себя комплексное неврологическое обследование, аудиологические тесты, а также невропсихологические тесты. Лечение и коррекция этого состояния могут включать в себя речевую терапию, тренировки слухового восприятия, использование компьютерных программ и другие методы, направленные на улучшение способности понимания речи и звуковой информации.

Давайте рассмотрим этот процесс подробнее:

  • Медицинское обследование. В первую очередь, врач проводит общее медицинское обследование, чтобы исключить другие медицинские проблемы, которые могут имитировать симптомы слуховой агнозии. Это может включать оценку истории болезни, сбор анамнеза о нервной системе и сопутствующих заболеваниях, а также проведение разной диагностики.
  • Аудиологические тесты. Врач может отправить больного на специальные тесты на оценку слуховой функции. Проводят аудиометрию для оценки слуховых органов чувств, аудиометрическую имитацию речи для оценки способности понимать слова, когда разные условия шума, а также другие тесты на выявление нарушений восприятия.
  • Оценка речи и языка. Пациенту могут быть предложены различные задания на понимание и произношение слов, фраз и предложений. Проводятся задания на определение значений слов, их употребление в контексте, а также способности узнавать речевую интонацию и эмоциональную окраску. Оценка речи и языка позволяет определить, есть ли у пациента плохое понимание и интерпретация речи, характерные для слуховой агнозии.
  • Невропсихологические тесты. Проводится для оценки когнитивных функций и психического состояния пациента. Это тесты на слуховое внимание, концентрацию, память, а также тесты на оценку когнитивных функций, связанных с пониманием и интерпретацией речи.
  • Обследование мозга. Важным компонентом обследования является КТ и МРТ, которая позволяет оценить структуру и функцию мозга, включая теменную долю и затылочно-теменную область. Особое внимание уделяется возможным поражениям височной доли и затылочной доли мозга, которая играет ключевую роль в обработке аудиальной информации и речи, особенно при поражении правого полушария. Основываясь на результатах обследования, врачи могут определить степень и характер поражения мозга и разработать индивидуализированный план лечения и реабилитации для пациента.

После проведения всех необходимых тестов и обследований специалисты могут поставить диагноз слуховой агнозии и определить индивидуальный план лечения и коррекции.
Реабилитация после слуховой агнозии требует индивидуального подхода и терпеливой работы как со стороны специалистов, так и со стороны родителей или опекунов ребенка. Важно помнить, что успешность коррекции зависит от множества факторов, включая возраст, степень нарушения распознавания, мотивация ребенка, регулярный прием у специалиста и семейная поддержка.

Реабилитация и перспективы

Наша клиника в Санкт-Петербурге предоставляет услуги по коррекции слуховой агнозии у детей. Логопеды-дефектологи, работающие в учреждении, обладают высокой квалификацией и опытом работы с детьми, страдающими неспособностью распознавать речь.

Коррекция РСА
в Санкт-Петербурге

Слуховая агнозия – это тяжелая проблема, при которой ребенок плохо понимает речь, что может ограничить возможности в общении и обучении. Однако с помощью основного подхода, ранней диагностики и систематической коррекции врачи и родители могут помочь ребенку преодолеть трудности и развить его коммуникативные навыки. Важно помнить, что каждый случай слуховой агнозии уникален, и требует индивидуального подхода для достижения наилучших результатов в мозговой активности для развития речи. В Санкт-Петербурге существует широкий спектр возможностей для диагностики и коррекции слуховой агнозии у детей, и родители могут обратиться в специализированный центр для получения помощи.
Часто задаваемые вопросы
Логопедический центр запуска и развития речи работает по предварительной записи, коррекция РСА проводится опытными логопедами-дефектологами.

Подробную информацию можно получить на сайте, по телефону и электронной почте. Ждем вас!

Наши сертификаты

Контакты
Наши адреса:
Санкт-Петербург, улица Ильюшина, дом 8 (5 мин пешком от метро Комендантский проспект)
Санкт-Петербург, Гражданский проспект, дом 22, офис 702 (10 минут пешком от метро Академическая)

Уточнить часы работы наших специалистов и записаться на консультацию можно по телефону:
+ 7 (812) 701-01-63
Центр запуска
и развития речи
ИП Витвицкая Юлия Викторовна
ИНН 771599207534
ОГРНИП 321784700141331

«Политика в отношении обработки персональных данных»
Заказать звонок
«© 2024 - Центр запуска и развития речи»
Наш сайт использует файлы cookie. Они нужны для улучшения работы сайта.
OK
Made on
Tilda