Поражение гнозиса, как правило, сопутствует вырождениям Центральной Нервной Системы и возникает при обильных органических повреждениях мозга, в результате травм, инсультов, инфекций и опухолевых заболеваний. Традиционная агнозия редко определяется у маленьких детей, так как их максимальная нервная деятельность находится в стадии прогресса, и дифференциация корковых центров еще не завершена.
Аномалии гнозиса больше проявляются у детей старше 7 лет и у взрослых. Заболеваемость среди женщин и мужчин одинаково частая.
Основные типы агнозии:- Зрительная агнозия, когда ребенок не узнает изображение, лица, предметы.
- Слуховая, когда утрачивается способность узнавать и понимать звуки, слова и даже собственное имя.
- Обонятельная – расстройство распознавания запахов.
- Тактильная – изменение реакции на касание.
- Вкусовая, связанная с невозможностью идентифицировать вкусы.
- Другие специфические виды.
Слуховая (речевая) агнозия является заболеванием, которое характеризуется неспособностью распознавать и понимать значения слов и звуков речи, несмотря на то, что слуховой аппарат функционирует нормально. Это может привести к тому, что ребенок плохо понимает обращенную речь и испытывает трудности с распознаванием звуков речи. У человека, страдающего речевой агнозией, слуховая функция может быть нормальной, но при этом он испытывает затруднения в понимании идущих от слухового восприятия смысловых и лексических значений звуков и слов. Важно не путать речевую агнозию с таким заболеванием как афазия, при котором утрачивается ранее сформированная речь.
Это состояние связано с поражением определенных областей мозга, ответственных за обработку слуховой информации и речи. Обычно слуховая агнозия развивается вследствие повреждения затылочно-височной части мозга или других областей, вовлеченных в процесс обработки звуковой информации и понимания речи.
Слуховая агнозия может быть вызвана различными факторами. Одними из основных причин являются повреждения или дефекты затылочных областей мозга, ответственных за обработку слуховой информации и понимание речи. Эти поражения могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами, неврологическими заболеваниями (такими как опухоли мозга, последствия инсульта, болезнь Паркинсона), или генетическими факторами. Другими возможными причинами могут быть инфекционные заболевания или воспалительные процессы, которые могут повлиять на функционирование мозга и вызвать нарушения в обработке аудиальной информации.