Данный этап является фундаментальным – закладываются основы для понимания речи в будущем, формируется способность цельного восприятия звуков различного происхождения, их громкость, ритм, тональность, мелодичность, интонация.
Специалисты, опираясь на логопедический опыт, рекомендуют малышам разнообразные познавательные игры – так речевая слуховая агнозия корректируется легче и полнее. Инвентарем могут служить игрушки, книги, предметы обихода. Сначала 1-2 предмета, потом самые шумные, а позднее – схожие по звучанию. Малыш должен смотреть, слушать и запоминать, как звучат погремушки и кубики, как шуршат страницы книг при перелистывании, какие звуки издают столовые приборы и посуда при сервировке. Затем, не видя предмета, издающего звук, определить его на слух и назвать.
Родителям на первом коррекционном этапе необходимо действовать последовательно и ненавязчиво, обращать внимание малыша на звуки природы и живой музыки, жизни города, домашнего быта. Хорошо параллельно закреплять понятия о материалах и пополнять запас слов прилагательными: кубики - деревянные, стаканы – стеклянные и т.д. Для занятий можно использовать технику.
Обязательная и сложная задача – научить ребенка различать похожие звуки. Эксперты рекомендуют использовать для тренинга несколько видов круп, бобовых, игрушки из различных пород дерева и бумаги. Форсировать события – недопустимо: малыш должен научиться точно различать неречевые звуки.
Огромную помощь при коррекции РСА оказывают музыкальные занятия – прослушивание мелодий на фортепиано, деревянных духовых, смычковых и ударных инструментах, игры на отгадывание и запоминание звуков, развитие условно-двигательных реакций.
Постепенно у ребенка совершенствуется чувство ритма, темпа, он постигает оттенки и свойства музыкальных звуков – силу, громкость, тембр, чистоту, гармонию аккордов.
Если малыш безошибочно выполняет инструкции, воспроизводит заданный ритм и различает звучание музыкальных инструментов, переходят к следующему этапу.