Коррекция акустической дисграфии у младших школьников
Виды дисграфии
Коррекция артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии
Коррекция оптической дисграфии у младших школьников
Виды дисграфии- Акустическая;
- Артикуляторно-акустическая;
- Оптическая;
- Аграмматическая;
- Регуляторная.
При данной форме дисграфии сохраняется слух и правильное произношение звуков, но ребенок не различает:
- близкие по звучанию гласные («мячик» - «мачик»);
- мягкие и твердые согласные («клюква» - «клуква»);
- звонкие и глухие звуки («белый» – «пелый», «идут – итут»)
- свистящие и шипящие согласные («роща» – «роча», «собака» – «шабака»);
- мягкость согласных («письмо» – «писмо»);
- сложные звуки (аффрикаты): ц-т, ц-с, ч-т, ч-щ.
Оптическая дисграфия связана с неправильной зрительной и пространственной ориентацией, среди основных ее проявлений:
- замена букв с противоположным расположением графических элементов («в» - «д», «т» - «ш»);
- добавление к буквам лишней графики или их недописывание (вместо «и» – «у», «о» - «а», «т» - «п», «м» - «л», «и» – «ш»);
- написание букв в зеркальном отражении (свойственно «левшам»).
При коррекции логопед применяет базовые методы и особое внимание уделяет развитию самоконтроля и пространственной ориентации.
В программу коррекции логопед включает методики по формированию устойчивой связи между правильным произношением звуков и зрительным, слуховым восприятием, а также тактильными и кинетическими ощущениями ребенка. Специалист учит подопечного выделять звуки в слогах, словах, фразах и предложениях, сравнивать единицы языка при произношении и слушании, анализировать и синтезировать.
Ребенок с данной формой дисграфии нечетко произносит звуки. Помимо их проблемного распознавания, он заменяет буквы в словах («щенок» – «ченок»), делает пропуски («робот» – «обот»), смешивает звуки («Саша» – «Шаса»).
Коррекция артикулярно-акустической дисграфии включает комплексы упражнений на развитие моторики, мимики и артикуляции, внимания, мышления и памяти. Важным моментом являются занятия на развитие ориентации в пространстве, координации движений, чувства ритма.
Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников
Данная форма дисграфии часто встречается у детей, чьи родители общаются на двух-трех языках, а также при обучении грамоте на неродном языке.
Для аграмматической дисграфии характерна неразвитость лексико-грамматического аспекта речи, неправильное употребление слов.
В процессе коррекции ребенок учится правильно мыслить и действовать:
- не заменять слова, подбирать антонимы и синонимы;
- согласовывать прилагательное и существительное («красивый кошка» – «красивая кошка»):
- формировать сочетания предлогов с существительным в падеже;
- образовывать множественную и уменьшительно-ласкательную форму слов («кружья» – «круги», «пени – пни», «котенки – котята» и т.д.).
- образовывать относительные прилагательные («мехная» – «меховая»);
- употреблять приставки в глаголах («напереть» - «запереть»);
- строить сложные предложения.
Коррекция регуляторной дисграфии у школьников
Регуляторная дисграфия – серьезная форма отклонения с характерным недоразвитием навыков планирования и самоконтроля. Является причиной невнимательности, неспособности следовать указаниям учителя. Дети игнорируют правила, проявляют инертность или импульсивность в решениях, «облегчают» себе задачи, что приводит к низким оценкам и наказаниям за неудовлетворительное поведение.
Логопед по дисграфии в Санкт-Петербурге работает вместе с врачами и родителями, помогает ребенку преодолеть трудности, изменить характер и отношение к учебе, обрести необходимые навыки. Со временем в письменных заданиях ученика исчезают пропуски, повторение и замены букв (слогов, слов), сохраняются границы слов, фраз, предложений, появляются заглавные буквы, знаки препинания и т.д.