Санкт-Петербург
ул. Ильюшина, дом 8
тел. +7-921-436-48-07
Гражданский пр., дом 22
тел. +7-911-971-90-13

Развитие речи



Важным этапом в развитии ребенка является формирование его речи. Ее признаки проявляются уже к концу первого года жизни, что позволяет малышу активно взаимодействовать с окружающими и познавать мир. Развитие речи напрямую влияет на последующее усвоение информации, коммуникативные и социальные навыки. Любые формы задержки, а также дефекты и другие осложнения могут затормозить все сопутствующие процессы. Если родители сталкиваются с признаками отставания, важно сразу обратиться к специалистам.
Видео о нас

Этапы развития речи у детей



Подготовительный – обычно это первый год жизни, когда ребенок учится воспринимать окружающих, усваивает суть общения, формирование звуков и другие связанные с процессом вопросы, на этом же этапе формируется и потребность общаться самому;
Формирование правильной речи происходит вместе с физическим и умственным развитием ребенка, все эти процессы неразрывно связаны между собой. В данном вопросе обращают внимание как на специальные занятия с малышом, так и на действия, выполняемые на бытовом уровне, позволяющие ему на практике использовать полученные навыки.
Развитие связной речи зависит от следующих факторов:
  • среда и окружение с активным речевым взаимодействием;
  • особенности и влияние речевого общения окружающих;
  • постоянная практика, отсутствие страха перед ошибками;
  • семейное окружение, воспитание, помощь взрослых;
  • обучение в образовательных и воспитательных учреждениях.
В вопросе поэтапности формирования речи выделяют следующие периоды:
Автономный – первые три года ребенок пытается выразить свои мысли и желания словами, активно накапливает словарный запас, старается формулировать простые предложения, в это время важно помогать с ошибками, формируя правильное произношение;
Дошкольный – быстрое освоение новых слов, коррекция проблемных звуков, построение более сложных предложений, понимание важности выражения, интонации, тембра и других нюансов разговора;
1.
3.
4.
Школьный – на этом этапе вплоть до совершеннолетия формируется умение общаться, поддерживать разговор в разных форматах, активное внимание уделяется письменным навыкам и умению выражать свои мысли, обсуждать и рассказывать.
2.
с первых двух-трех месяцев ребенок начинает подавать звуки, помогая себе мимикой и жестами;
Важно учитывать, что данные показатели считаются условными. В каждом конкретном случае сроки могут отличаться, все зависит от окружения, индивидуальных способностей и ряда других факторов. Поэтому если имеются незначительные задержки или более раннее освоение – это может считаться нормой. Если же наблюдаются более длительные задержки, а также другие сложности в развитии – это повод для обращения за помощью к специалистам.
Наши специалисты могут помочь диагностировать задержки речевого развития, а также определить их причины. После этого мы предлагаем индивидуальную программу, которая позволит ребенку быстро освоить нужные навыки.
Данные периоды считаются общими. Если же говорить о сроках развития детской речи, обращают внимание на следующие показатели:
до двух лет услышанные слова упрощаются до слогов, которые и повторяются в качестве первых зачатков общения;
с двух лет повторяются часто употребляемые слова, постепенно они объединяются в простые предложения;
1.
3.
4.
5.
с трех лет предложения становятся более сложными, формируется понимание грамматического построения слов;
с трех-четырех происходит активное освоение словарного запаса, ребенок учится выражаться все более сложными предложениями, рассказывает услышанное или увиденное.
2.

Развитие речи у детей




Развитие речи у детей – это целый комплекс упражнений и действий, направленных
на решение различных задач. Для их достижения важно изначально определить сложности, которые возникают у ребенка, и причины их появления. По мере их преодоления решаются
и другие задачи.

Задачи развития речи





Организованное развитие речевых возможностей ребенка решает следующие задачи:

  • обогащение словарного запаса и понимание многогранности его использования;
  • обогащение словарного запаса и понимание многогранности его использования;
  • умение грамматически правильно строить предложения и изменять формы слов;
  • формирование звукового восприятия – понимание интонации, правильного произношения звуков, ударения;
  • способность вести диалог, постепенный переход на возможности монологической речи;
  • знакомство с художественной речью, что позволяет лучше осваивать словарный запас и понимать возможности его применения.

Все эти задачи могут решаться вместе в рамках общего обучения или отдельно в зависимости от конкретных сложностей, возникающих у ребенка. В каждом случае важен индивидуальный подход и четкое понимание поставленных целей.

Принципы обучения





Принципы – это ориентиры, на которых строится взаимодействие с ребенком. Для достижения поставленных задач ориентируются на следующие аспекты:
  • поощрение речевой активности детей, включая создание проблемных ситуаций, требующих вербального разрешения;
  • формирование смыслового восприятия путем анализа полученной информации;
  • формирование понятия лингвистики и языкового чутья;
  • развитие связной речи в целостной системе взаимодействия;
  • словесное и письменное выражение мыслей.
В зависимости от возраста могут отличаться и используемые принципы. На начальном этапе важным условием становится формирование потребности ребенка в общении. Здесь создаются ситуации, когда ему необходимо выразить свою просьбу или действия в словах. На последующих этапах данный принцип подкрепляется более развернутыми и содержательными беседами.
Методики для развития речи



Методы развития речи напрямую зависят от поставленных задач и принципов. Обращают внимание и на возрастные рамки. Если до трехлетнего возраста основной акцент делается на запуске и формировании базовой речи, то уже с трех лет большее значение приобретает корректное восприятие и правильное произношение.
Для каждого случая и возраста методы выбираются индивидуально. Наши специалисты уделяют внимание подбору упражнений и способов развития речи для решения различных задач.

Развитие речи в 3 года





В три года для ребенка важно научиться составлять простые предложения, договаривать стихи, пересказывать текст, опираясь на картинки. С помощью наводящих вопросов взрослый помогает составить по выбранным изображениям связный рассказ.

Развитие речи в 4 года





С четырех лет акцент делается на более сложных процессах. Составление собственных рассказов и загадок по игрушкам и картинкам, пересказ литературных произведений или увиденного.

Развитие речи в 5 лет






Развитие речи детей дошкольного возраста в пять лет ориентировано на творческие способности, создание собственных рассказов разного формата. На этом этапе важно научить осмысленно выражать свои мысли, переживания и впечатления сложными фразами.

Советы родителям






Для быстрого усвоения речи в раннем возрасте важную роль играет взаимодействие с родителями. Особое значение приобретает сенсорика, через которую и происходит основное знакомство с окружающим миром
в первые месяцы жизни.
осязание – первый рубеж познания, который должен сопровождаться речевыми формами, к примеру, разница температур с предупреждением, разные предметы и материалы;
Все эти процессы важно с первого дня сопровождать вербальными, эмоциональными, интонационными
и другими сигналами.
Это обеспечивает базовое представление о речевых функциях
и побуждает ребенка включаться в процесс общения, повторяя услышанное и делясь собственными впечатлениями.
Важным вопросом является развитие мелкой и крупной моторики. Любая активность улучшает способность
к речи.
Многие упражнения по запуску речевой активности ребенка связаны именно с мелкой моторикой и соответствующими играми.
Ориентируясь на сенсорное восприятие детей, родители могут использовать следующие способы воздействия на формирование речи:
слух – данная форма плавно исходит из первой, сопровождение каждого действия звуками и разной интонацией формирует первые представления о вербальном общении и его возможностях;
зрение – концентрация внимания считается важным этапом в последующем обучении, в этом случае помогают яркие предметы и игрушки, важно выработать способность долго сосредотачиваться на одной вещи;
1.
3.
5.
вкус – по мере того, как ребенок познает все новые продукты важно знакомить его с ними, а также с передаваемыми ощущениями – сладко, кисло, горько, фу-фу-фу;
обоняние сопровождает знакомство как с продуктами, так и с окружающим миром, дополняя представление ребенка о каждом предмете его окружения.
2.
4.
Упражнения с родителями




Развитие речи дошкольников младшего возраста может выполняться и родителями. Для этого выполняют ряд простых упражнений:

  • назвать предмет – перед ребенком выставляется несколько игрушек, он отворачивается, одну убирают, он должен назвать пропавшую, чем младше, тем меньше изначально предметов используют, хорошо влияет на внимательность и зрительную память;
  • сравнение предметов и животных – жираф большой, ему видней, попугай хитрей, бегемот жирней;
  • имитация звуков природы и окружения, может дополнять другие упражнения;
  • единственное и множественное число, понимание разницы и окончаний;
  • добавление действия – предложите ребенку указать, кто-что делает, к примеру, собака лает, воробей чирикает, машина едет;
  • игры со скороговорками и чистоговорками – их можно совместить с различными сценками, например, чтобы открыть дверь в замок нужно быстро произнести заклинание;
  • рассказы – по картинке или с помощью игрушек ребенок придумывает сценку или ее отдельный эпизод, данный вариант не требует специальной подготовки, можно спрашивать, что приснилось, что увидел на улице.
Развитие речи дошкольников младшего возраста может выполняться и родителями. Методики и упражнения выбираются
в соответствии с возрастом ребенка. С пяти лет больший упор делается на чтение и способность пересказывать, а также сочинять собственные истории.

Ничто не заменит ребенку общения с родителями. Мы можем помочь подобрать нужный комплекс упражнений и сделать воспитание увлекательным процессом как для малыша, так и для родителя.

Наши сертификаты

Контакты
Наши адреса:
Санкт-Петербург, улица Ильюшина, дом 8 (5 мин пешком от метро Комендантский проспект)
Санкт-Петербург, Гражданский проспект, дом 22, офис 702 (10 минут пешком от метро Академическая)

Уточнить часы работы наших специалистов и записаться на консультацию можно по телефонам:
Санкт-Петербург
ул. Ильюшина, дом 8, тел. +7-921-436-48-07
Гражданский пр., дом 22, тел. +7-911-971-90-13
Центр запуска
и развития речи
ИП Витвицкая Юлия Викторовна
ИНН 771599207534
ОГРНИП 321784700141331

«Политика в отношении обработки персональных данных»
«© 2024 - Центр запуска и развития речи»
Наш сайт использует файлы cookie. Они нужны для улучшения работы сайта.
OK
Made on
Tilda